Морозов Сергей Макарович
завуч, директор, Отличник народного просвещения, Ветеран труда, участник Великой Отечественной войны
Воспоминания
«Родился я в 1921 году в деревне Бозливо Федоровского района Башкирской АССР в бедной крестьянской семье, состоящей из 11 человек. Это были самые трудные годы для нашей семьи.
В 1928 году пошел в школу, которая располагалась в деревенской избе. За парты, сколоченные из досок, сели дети разных возрастов (от 7 до 17 лет). Так началась моя школьная жизнь, которая продлилась семь месяцев, а в апреле пришлось идти пасти коров, чтобы заработать кусок хлеба.
В 1929 году в поисках работы наша многочисленная семья переезжает в районный центр Шарлык Оренбургской области, где я продолжил учебу в школе. Учился с большим желанием. Успешно окончил 9 классов. Все годы учебы совмещал с работой.
Тяжелые голодные годы и свирепствовавший тиф унесли из жизни брата, сестру, зятя, отца, то есть всех трудоспособных кормильцев семьи, и мне, не закончившему 10 классов, пришлось оставить школу и идти работать. По рекомендации директора школы в 1940 году я был направлен в Преображенскую неполную среднюю школу учителем математики, а позднее завучем этой же школы.
13 апреля 1941 года был призван на службу в армию и отправлен в город Шепетовку Хмельницкой области, где базировался 136-й особый зенитно-артиллерийский полк, куда я был зачислен курсантом в полковую школу.
Война меня застала под Житомиром, на военном полигоне, где полк проходил летние учебные занятия.
Распоряжением высшего командования 22 июня 1941 года полк оставляет учения и возвращается на место базирования в город Шепетовку, где в эти сутки подвергается жестокой бомбардировке, а 23 июня отправляется на передовую под город Тернополь, где принимает первый бой. В результате этого боя полк понес огромные потери и был отправлен на переформирование под, город Киев. Здесь полк оборонял мосты через реку Днепр. С этим же заданием до сентября 1941 года полк был отправлен под город Остер Черниговской области. Против нашего полка немцы предприняли танковую атаку, в результате чего пришлось отступать через город Пирятин до станции Гребенка. Шел жестокий бой, но силы были неравные. В этом бою я был ранен, но оставался в строю. Под натиском вражеских сил полк продолжал отступать вплоть до Оржица Полтавской области. Здесь оказалось несколько частей и подразделений основательно потрепанных в бою. Пять дней жестокими боями в заболоченной местности осажденные пытались прорвать окружение, но силы были на исходе и мы оказались в плену. Я был ранен во второй раз и был пленен.
Нас пленных этапом отправили в Западную Германию в Дайгот, где мы 12-14 часов в сутки работали на руднике, кормили нас очень плохо. Люди умирали от голода и непосильной работы, от болезни. Были побеги, но они заканчивались поимкой и расстрелом.
Несмотря на все жестокости и опасности пленные создавали подпольные группы и комитеты. Я был членом комитета и осуществлял связи с другими лагерями в целях разъяснения положения на фронтах, сведения о которых мы получали от шахтеров люксембуржцев.
С приближением союзнических войск наш лагерь планируют эвакуировать вглубь Германии. Комитетчики решили не допустить эвакуации и стали готовить пленных к побегу. За два дня до подхода союзнических войск наши люди ночью «сняли» охрану лагеря и вывели всех пленных в лес.
С вступлением союзнических войск в данный район был создан сборный пункт, назначен руководящий орган, в состав которого вошел и я. В целях безопасности пункт эвакуировали на территорию Франции в город Бордо.
В конце апреля 1945 года меня в числе пятерки граждан сборного пункта направили в распоряжение военно-правительственной советской миссии в Париже, которую возглавлял генерал Драгун. Здесь я получил удостоверение на право сбора советских граждан, находившихся в плену, и отправки их на Родину. В Париже я встретил День Победы с чувством, которое я изложил в стихах:
Вдали от Родины я был,
Когда фанфары прозвучали.
Войне победный час пробил,
И залпы пушек замолчали.
О, если б знали вы, друзья!
Какие чувства в нас кипели,
Их объяснить порой нельзя,
Их пережить не все сумели.
Ликуя, обнимались мы,
Смеялись, плакали, рыдали,
Узнав, что больше нет Войны,
Чуму фашизма проклинали.
В душе горел огонь возврата
Домой, на Родину скорей,
Обнять сестру и мать, и брата,
Припасть лицом к земле своей.
Хотелось петь, дерзать, любить,
По-детски радоваться счастью:
Мы уцелели, чтобы жить,
Светить дороге солнца властью!
На протяжении всей фронтовой жизни, помимо наводчика расчётного приборного стола батареи, я был редактором дивизионной газеты и выполнял обязанности замполита батареи.
Штаб, руководимый мною на территории района Крефельд в Западной Германии, за шесть месяцев работы собрал и отправил на Родину семнадцать тысяч советских граждан, за что я получил характеристику за подписью полковника Мельникова, члена военно-правительственной советской миссии, для представления к правительственной награде. Но сталинский режим не пропустил.
В октябре 1945 года, после тщательной фильтрации КГБ, я вернулся домой. Встретили меня мать, две сестры и брат. Старший брат Иван с войны не вернулся. Вернувшись, нужно было срочно устраиваться на работу, чтобы помогать нашей семье выжить. И я снова в школе, обучаю русскому языку и математике. Позже был назначен завучем в Благославянскую неполную среднюю школу с последующим переводом в Дедуровскую среднюю школу в том же качестве.
С 1968 года по 2000 год работал в школах города Оренбурга завучем, директором. В 1981 году ушел на заслуженный отдых, но продолжал работать еще в течение 19 лет. Мой педагогический стаж составляет 55 лет.
Родина оценила мои ратные и трудовые заслуги. Я награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.», медалью Жукова, всеми юбилейными медалями и грамотами различных уровней, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».
В свои 90 лет я до сих пор остаюсь в рабочем строю. Являюсь членом Совета ветеранов работников образования, принимаю посильное участие в его работе по патриотическому воспитанию молодежи города Ялуторовска».
Сергея Михайловича не стало в 2012 году.
Информация из книги «Войну я вспоминаю болью в сердце…».
No responses yet