Заслуженный учитель РСФСР, участник войны, учитель математики
Николай Самуилович родился 5 февраля 1916 года в с.Битюки Ялуторовского района Тюменской области. За недолгие 73 года своей жизни успел сделать многое. Трудовую деятельность начал в 18 лет учителем математики. В 19 лет женился. Жена — учительница географии. Три дочери тоже учителя: две- математики, одна — иностранного языка.
Николай Самуилович участник Великой Отечественной войны.
В армию призывался дважды в 1939 и 1943 годах. После войны заочно закончил вначале учительский, потом педагогический институты.
Как педагога его волновало всё: и отсев, и трудные дети. Уже тогда он много работал со способными детьми, делал им хорошую математическую подготовку для поступления в ВУЗ. Каждый его урок был открыт для любого учителя. Своеобразно он совершенствовал
педагогическое мастерство. Кроме всего прочего, он вел постоянную переписку с Новосибирским университетом, физико-математической школой Сибирского отделения Академии наук г. Новосибирска, Московским физико-техническим институтом и Тюменским пединститутами. Изучая все новое, передавал это своим коллегам.
Николай Самуилович работал в Ялуторовской средней школе № 1 с 1945 года учителем физики и математики, с 1960 года по 1964 год — заведующим учебной частью и с 1964 года по 1966 год — директором этой же школы. По состоянию здоровья в 1966 году освобожден от обязанности директора и работал учителем математики до 1971 года.
Наверное, не все знают, что в начале 60-х годов было время избирать директора. Так вот таким первым и единственным в городе избранным директором был Николай Самуилович. Это было в 1964 году.
Это, благодаря его настойчивости, как директора, — было реконструировано старое здание школы: построены учебные мастерские, спортивный зал, гараж для учебной автомашины.
Учительская удача Николая Самуиловича это результат его таланта и повседневного труда. Как учитель математики Николай Самуилович в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания. Уроки его отличались исключительной организованностью, логической стройностью, насыщенностью материала. В последние годы, работая над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, Николай Самуилович широко использовали проблемный и поисковый методы обучения. Проводил на уроках математики диктанты, устные контрольные работы, широко применял дидактический материал, лабораторно-практические работы.
Под руководством учителя силами учащихся были изготовлены математические пеналы, которые используются на всех уроках геометрии по разделу «Стереометрия». Использование самодельных пеналов в значительной степени способствовало развитию пространственного воображения учащихся, активизировало их умственную деятельность, способствовало усвоению программного материала. Вопросы, заданные учащимся, последовательны, продуманы, требовали размышления, знания других предметов. Так, при изучении темы «Графики функций» широко использовались знания учащихся по физике из раздела «Механика».
На уроках алгебры, геометрии Тресвятский Н.С. широко использовал наглядность: модели, таблицы, показываются кинофрагменты, диафильмы, что в значительной мере способствовало активному усвоению изучаемого материала. Учащиеся Николая Самуиловича работали с перспективой, готовили фундамент для того, чтобы понять материал следующих тем. Постоянно через вопрос «почему?» выяснялись причинно-следственные связи между величинами математических понятий.
Николай Самуилович очень много работал со слабыми учениками. Они получали дополнительные разъяснения на уроке и после уроков. С ними проводились систематические консультации, или давались индивидуальные задания. Уделяя много внимания успевающим учащимся, Николай Самуилович много работал и со способными учениками.
В школе ведется факультативный курс по математике. Учащиеся всегда с большим интересом посещали занятия, много читали дополнительной математической литературы.
Николай Самуилович вел большую общественную работу. Неоднократно избирался депутатом Ялуторовского городского Совета депутатов трудящихся, являлся членом общественного совета Гороно, по математике руководил методической секцией в школе.
Будучи заведующим учебной частью, директором школы и затем снова учителем Николай Самуилович проводил большую работу с родителями и общественностью по распространению педагогических знаний. Им проводились собрания отцов, собрания родителей коммунистов, читались лекции на предприятиях по педагогической тематике.
Имея большой опыт работы Николай Самуилович оказывает помощь не только учителям своей школы, а и других школ, выступал на заседаниях секции математиков в городе, районе, областном институте усовершенствования учителей. Каждый урок его открыт для всех учителей и этим многие, особенно молодые учителя, широко пользовались.
Николай Самуилович систематически занимался совершенствованием своего педагогического мастерства, повышением идейно-политического уровня, активно работал в теоретическом семинаре системы политпросвещения.
За безупречную работу и активную общественную деятельность в 1965 году Тресвятский Н.С. удостоен звания «Заслуженный учитель школ РСФСР». Также он награжден значком «Отличник народного образования РСФСР», неоднократно награждался Грамотами Министерства просвещения, областного отдела народного образования и обкома профсоюза работников просвещения, горисполкома и горкома КПСС.
Учитывая большие заслуги Тресвятского Н.С. в развитии народного образования в г. Ялуторовске в 1970 году он был награжден медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100- летия со дня рождения В.И. Ленина».
За боевые заслуги награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За отвагу», Орденом Отечественной войны I степени и юбилейными медалями.