Заслуженный учитель РСФСР

Около сорока пяти лет проработала Лидия Георгиевна в просвещении, воспитала не одно поколение, и всегда е отличали исключительная работоспособность, доброта, увлечённость своим делом, способность к самосовершенствованию и творческой инициативе… Словом, те качества, по которым без труда узнаешь Учителя с большой буквы.

Лидия Георгиевна родилась 1926 года в деревне Липиха Кировсокой области. Она окончила среднюю школу №1 в 1944 году. В 1950 году закончила Тюменский педагогический институт и была направлена в Лыбаевскую семилетнюю школу Ялуторовского района учителем русского языка и литературы. Через два года её назначили завучем этой школы, где она проработала до 1960 года. Лидия Георгиевна большую часть трудовой деятельности проработала в городе Ялуторовске. Она была инспектором Ялуторовского РайОНО, завучем школы №3, директором школы №7, методистом Ялуторовского ГорОНО.

В 1968 году Лидия Георгиевна стала завучем в школе №1. В этой должности она проработала 18 лет. Лидия Георгиевна за время работы в должности завуча зарекомендовала себя опытным руководителем. Её деловые качества: методическое и педагогическое мастерство, аккуратность, требовательность, постоянный поиск нового, более совершенного в работе, готовность помочь товарищу.

Она много внимания уделяла работе с педагогическими кадрами школы. Изучала деловые качества учителей, знала их сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. Своим примером в работе способствовала повышению работоспособности педагогического коллектива.

Проявляла постоянную заботу о выполнении закона о всеобуче путем постоянного, требовательного контроля за обеспечением посещаемости учебных занятий учащимися, проведением индивидуальной работы, опираясь на помощь родителей и общественности.

Лидия Георгиевна заботилась об укреплении материальной базы школы и создании условий для повышения качества учебно-воспитательной работы. Так под её непосредственным руководством шло оформление учебных кабинетов предметов гуманитарного цикла.

Лидия Георгиевна большое внимание уделяла вопросам краеведения. В 1971 году была участником конференций по литературному краеведению в городах Ялуторовске и Тобольске, где делилась опытом своей работы по данному вопросу.

Она занималась изучением и обобщением передового опыта учителей в коллективе. Периодически, в течение нескольких лет, оформляла «Методический сборник» под рубрикой «Из опыта работы учителей школы». Ею изучен и пропагандируется опыт работы учительниц: Ващенко Ф.С. и Петровой З.Н.

Тактично и внимательно относилась к работе начинающих молодых учителей, для которых является наставником. Так, молодые учителя Полиенко Л.Н. учительница начальных классов, Кокшарова Л.В., Устюгова Л.Ю., Воробьева Н.М., учительницы русского языка и литературы под её руководством ежегодно улучшали свою работу, совершенствуят своё мастерство.

В 1970-е годы школа работала над проблемными вопросами: «Активизация познавательной деятельности учащихся», «Предупреждение второгодничества и обеспечение всеобщего среднего образования», «Борьба за повышение качества знаний учащихся — важное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса». И, как правило, Лидия Георгиевна выступала с обобщением итогов по этим проблемным вопросам.

Она руководитель и организатор традиционных практических конференций в школе, основное назначение которых, глубоко и всесторонне изучить злободневный вопрос, вовлечь в работу коллектив учителей, отчитаться о проделанной работе, направить усилия педагогического коллектива на совершенствование приемов и методов обучения и воспитания детей. Были проведены конференции по следующей тематике: «Каков он, современный урок?», «Знаю ли я своих воспитанников», «Привитие самообразовательных навыков учащимися и дифференцированное обучение», «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и использование его в работе коллектива.», «Из опыта работы учителей своей школы по привитию интереса к предмету».

Лидией Георгиевной накоплен богатый опыт работы в школе по обучению и воспитанию детей. Она хорошо знала свой предмет с 1-го по 10-ый классы. Продуманно организовывала преподавание, учитывала возможности классного коллектива, материал излагала четко, доступно, целенаправленно, последовательно, учитывая элементы научности, идейности. Содержание материала увязывала с жизнью, с принципами коммунистического воспитания. Использовала наглядные пособия, технические средства. Ряд недостающих пособий по русскому языку готовила сама, периодически пополняла кабинеты русского языка, литературы дидактическим, раздаточным материалом.

Путем дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей детей обеспечивала работу всех учащихся класса на уроке.

С 1970-1971 учебного года вела факультативные занятия с учащимися 7-10-х классов по теме: «Обучение сочинениям разных жанров», «Литература русского критического реализма ХIХ века», семинар «Советская литература» в 10 классах. В 1974-1975 учебном году внеклассные занятия в 8-10-х классах посвящались 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята с интересом изучали творчество поэтов и писателей этой суровой поры.

Участвуя в городском смотре-конкурсе сочинений учащихся на тему «Они сражались за Родину», сочинения ребят из классов, где работает Лидия Георгиевна, были отмечены грамотами ГорОНО.

В 1975 году школа вела подготовку к новой знаменательной дате 150-летию восстания декабристов. Шло изучение литературного наследия декабристов. Школа работала по заданию городского мемориального музея «Памяти декабристов».

Вся работа, проводимая Рогачевой Л.Г. с учащимися, давала возможность ей иметь полную успеваемость и хорошее качество знаний.

Лидия Георгиевна пропагандист и литературных новинок. В коллективе учителей школы ежегодно проводились читательские конференции. В последние годы обсуждены такие литературные произведения, как: «Обелиск» В.Быкова, «Ночь после выпуска» В.Тендрякова, «Вечный зов» А.Иванова, «Судьба» П.Проскурина, а также обзор новинок по проблемам критики, литературоведения и методики преподавания. По её инициативе были проведены встречи с поэтами и писателями Тюменской области: тов. Галязимовым, В.Нечволодой, И.Ермаковым ( 1974г).

Под её руководством проводилась большая профориентационная работа с учащимися. Она организовывала коллективные экскурсии на предприятия города, в профтехучилища и другие средние учебные заведения; встречи с лучшими производственниками, молодыми рабочими, бывшими выпускниками данной школы. В традицию школы вошло проведение конференций, встреч, вечеров мастеров сферы обслуживания на тему: «Им говорят спасибо». Лидия Георгиевна выступала с опытом своей работы на конференциях, творческих отчетах, семинарах директоров, завучей, методических объединениях с вопросами: «Из опыта организации методической работы в школе», «Самообразовательная работа учителя», «Литературное краеведение», «Повышение теоретической подготовки учителя в период проведения аттестации».

Она постоянно работала над собой, свои знания пополняла через активное участие в работе семинара по вопросам коммунистического воспитания, следила за материалами «Учительской газеты», журналов «Советская педагогика», «Народное образование», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Семья и школа», « Воспитание школьников». Как опытный педагог и руководитель учебной части школы, Лидия Георгиевна привлекала для проведения инспекторских и контрольных проверок школ, детских учреждений, средних учебных заведений города, района, области.

Лидия Георгиевна — пропагандист педагогических знаний. Темы её выступлений содержательны и включают следующие наименования: «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной и воспитательной работе», «Современный урок и требования к нему», «Самовоспитание учащихся», «Преемственность в обучении русскому языку между начальными и старшими классами (данный вопрос глубоко изучается теоретически и внедряется в школах Лыбаевского куста в 1952 – 1960 годах.», «НОТ в работе школьного коллектива», «Изучение психологических особенностей детей — основа воспитания».

Товарищ Рогачева Л.Г. член общества «Знание». Как лектор-пропагандист неоднократно выступала перед общественностью города, родителями. Тематика ее лекций разнообразна, например: «Страна Советов — самая демократическая страна в мире», «Роль родителей в самовоспитании учащихся», «Воспитание общественной активности у детей», «Об авторитете родителей».

Лидия Георгиевна пользовалась заслуженным уважением и авторитетом среди учителей, учащихся, родителей, общественности города. Три созыва она избиралась депутатом сельского Совета, третий созыв являлась депутатом городского Совета. Принимала активное участие в работе постоянной комиссии по народному образованию, способствовала улучшению постановки учебно-воспитательной работы в детских учреждениях, школах, учебных заведениях города. Как депутат аккуратно поддерживает связь с избирателями, отчитывается о работе городского Совета депутатов трудящихся.

За добросовестный и безупречный труд награждена: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» ‚ медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Она награждена значком «Отличник просвещения». В 1973 году была занесена на городскую «Доску почета». Отмечена грамотами Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, Почетной Грамотой Министерства просвещения СССР и Центрального Комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

В 1977 году Лидии Георгиевне было присвоению Почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».