Заслуженный учитель РФ

Мария Викторовна родилась в 1942 году в с.Емурта Упоровского района.

Её трудовая деятельность началась в 1959 году в Емуртлинской средней школе. Мария Викторовна проработала пионервожатой два года. В 1961 году она поступила в Тюменский государственный педагогический институт. В 1966 году ей была присвоена специальность учитель биологии. Тринадцать лет проработала Мария Викторовна в Ялуторовской средней школе. Четыре года она была методистом Ялуторовского городского отдела народного образования.

С 1985 года Шульгина Мария Викторовна руководила методическим кабинетом Управления образования в городе Ялуторовске.

Человек неиссякаемой творческой энергии, Мария Викторовна всегда искала оптимальную структуру методической службы. В 1995 году методический кабинет реорганизован в информационно-методический центр с отделами образовательных учреждений, информации, психолого-валеологической диагностики. Опытный руководитель, Мария Викторовна умела прогнозировать новые направления развития системы. В результате новаторского поиска в городе создано инновационное поле, обеспечивающее вариативность образования. На серьезной научно-педагогической, нормативно-правовой основе отрабатывались модели коррекционных учреждений образования для детей с отклонениями в развитии, здоровье, поведении. Каждому третьему школьнику обеспечена индивидуальная траектория развития в классах дифференцированного комплектования.

В ходе опытно-поисковой деятельности формировалось новое содержание образования, апробировались около 80 новых учебных курсов. К их преподаванию широко привлекались специалисты учреждений дополнительного образования, других ведомств, все они были оснащены программно-методическими комплексами, четвертая часть которых разработана педагогами города. С 1995-1996 учебного года школы города обосновано перешли на базисный учебный план. Экспертный и методический советы, которые возглавляла Мария Викторовна, отслеживали и регулировали этот процесс. Мария Викторовна стимулировала решение вопросов формы учета и оценки знаний учащихся, оптимального структурирования учебного материала, рационального режима работы учреждений.

Благодаря последовательной работе Марии Викторовны удалось перевести деятельность значительной части педагогов в режим развивающего обучения. Психолого-педагогическая и валеологическая службы, созданные при информационно-методическом центре, обеспечивают диагностирование, коррекцию и динамику мыслительных процессов, здоровья детей. Созданы пакеты развивающих дидактических материалов во всех образовательных учреждениях, лучшие обработаны и тиражированы. Информационно — методический центр регулировал координационные связи учреждений дошкольного, дополнительного образования и школ. Велась работа в дошкольных образовательных учреждениях по освоению программ «Радуга», «Развитие», «Гармония», «Здоровье», в ней участвовали 10 учреждений, работали 83 объединения детей по интересам, 20 из них велись специалистами учреждений дополнительного образования.

Талантливый организатор, Мария Викторовна создала систему непрерывного педагогического образования, максимально адаптированную к задачам обновления. В городе функционировала разветвленная методическая сеть. Влияние на профессионализм педагогов оказывали конкурсы профессионального мастерства, смотры дидактического материала и кабинетов. Ежегодно до 30% педагогов проходили курсы повышения квалификации. В учреждениях образования внедрялись новые технологии, формы организации образовательно- воспитательного процесса, доведены до минимума и стабилизировались процессы второгодничества и отсева. Две трети детей усваивают в классах общего комплектования школьную программу выше стандарта, 45% выпускников ежегодно становятся абитуриентами высших учебных заведений.

Шульгина Мария Викторовна умело организовала совместную работу с сотрудниками Тюменского, Челябинского, Омского, Екатеринбургского, Новосибирского, Московского институтов повышения квалификации педагогических кадров. Информационно-методический центр и учреждения образования города являются базовыми для Тюменского института повышения квалификации педагогических кадров.

Личность ярко одаренная, признанный лидер Мария Викторовна привлекала людей. Имеет знак «Отличник народного просвещения» с 1988 года. Стаж её работы в системе образования 35 лет.

В 1996 году Мария Викторовна удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».