Заслуженный учитель Российской Федерации

Тамара Васильевна родилась в 1941 году в п.Верхне-Дарасунском Читинской области. В 1963 году закончила Тобольское школьное педагогическое училище и стала работать учителем в Хохловской восьмилетней школе. В 1969 году закончила Тюменский государственный педагогический институт по специальности учитель истории и обществознания. Три года работала Председателем Ялуторовского райкома профсоюза работников просвещения. Два года с 1974 года была заведующей учебной частью заочного отделения школы рабочей молодежи города Ялуторовска.

Более 25 лет с 1976 года Тамара Васильевна возглавляла специальную школу № 5 для детей со сниженным уровнем развития. Будучи широко образованным и эрудированным человеком, Тамара Васильевна обладала всеми необходимыми руководителю качествами: коммуникативной культурой, работоспособностью, заинтересованностью в результатах и качестве своего труда, постоянным стремлением к новым знаниям.

Работая в рамках нового Закона «Об образовании», Тамара Васильевна проявила экономическую грамотность, предприимчивость, в результате чего максимально мобилизованы возможности коллектива по созданию благоприятных условий обучения, оздоровления и коррекции детей. Оборудован лечебно-оздоровительный блок, кабинет социально-бытовой адаптации: разработан и  тиражирован развивающий, коррекционный комплексы дидактического материала. Ведется строительство нового здания школы.

Тамара Васильевна организовала разработку и реализацию целевых программ «Здоровье» и «Адаптация». Руководитель оказывала существенное влияние на процесс обновления содержания и организации образовательно-воспитательного процесса. На выбор учащихся было представлено 13 курсов развивающей и коррекционной направленности: «Физкультура и здоровье», «Речевая культура», «Швейное конструирование и моделирование одежды» и другие.

В школе определился оптимальный режим занятий:  отрегулированы продолжительность уроков и принципы их чередования, динамические и психологические паузы: система учета и оценки знаний в старших классах. Тамаре Васильевне удалось создать оригинальную систему оздоровления детей: дни здоровья, динамические паузы, психологические тренинги, массовые занятия туризмом, использование загородной оздоровительной базы на озере Сингуль, массаж, физиолечение, фитотерапию и лекарственную терапию. Эффективность школьной программы «Здоровье» систематически отслеживалась и регулировалась директором. По данным углубленного осмотра 1995-1996 учебного года отмечено, что в школе нет часто болеющих детей; к основной группе отнесено 81% от общего их числа, нет роста нервных заболеваний. В результате грамотной коррекционной работы за 3 года реабилитировано 26 учащихся, которые смогли продолжить образование по программам, адаптированным к общеобразовательным, через экстернат, обучение в реальных классах и профессионально-технических училищах.

По-матерински заботливо и психологически тонко направляла Тамара Васильевна работу социальной адаптации детей. Решению этой задачи служила работающая в инновационном режиме воспитательная система школы. Основой ее являлся институт освобожденных классных воспитателей, организующим началом — коллективная творческая деятельность, содержательным стержнем — туризм. В школе была создана общественная организация «Звездное братство туристов», реально существовало детское самоуправление. Подлинным гуманизмом пронизана работа директора и всего коллектива с семьями школьников, 80% из которых — семьи социального риска.

Тамара Васильевна осуществляла кадровую деятельность, основываясь на научных рекомендациях и здравом смысле. Ею создан дружный, трудолюбивый коллектив, увлеченный гуманистическими идеями, научным поиском, творчеством.

30% педагогов имеют  первую квалификационную категорию, около 60% — 2; 90% — имеют высшее или дефектологическое образование.

Ежегодно каждый третий педагог проходил курсы повышения квалификации. Успешно применял в школе опыт коррекционных систем гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска,  Тюменской области. Тамара Васильевна умело стимулировала рост личностного потенциала и  профессионализма кадров. Человечность, трудолюбие Тамары Васильевны, высокое чувство ответственности, стремление к новому, сформировали отношение к ней не только как к администратору, но и старшему другу и советчику. Она имела самый высокий рейтинг среди руководителей образовательных учреждений города, член совета директоров, признанный лидер в системе образования города.

В 1990 году ей вручена медаль «Ветеран труда», в 1992 году награждена знаком «Отличник народного просвещения». В 1996 году она удостоена высокого звания «Заслуженны учитель Российской Федерации».