Александр Михайлович родился 1941 года в с.Сединкино Заводоуковского района. Его трудовая деятельность началась в 1958 году в Новозаимкой школе. Здесь он проработал 12 лет учителем рисования.

В 1971 году закончил Ишимский государственный педагогический институт по специализации учитель русского языка и литературы. С 1972 года работал учителем труда в школе №4 г.Ялуторовска.

Александр Михайлович — талантливый педагог, деятельность которого отличалась мыслительностью, глубиной новаторского поиска, увлеченностью своим делом.

Уроки трудового обучения для него — это образ жизни, разумно организованной, эстетически насыщенной, практичной.

Блок трудового обучения, оборудованный и оформленный Александром Михайловичем, отвечал всем требованиям научной организации и эстетики труда, подлинно творческой лаборатории.

Дидактические материалы, изготовленные руками учителя — мастера отличались оригинальностью, выразительностью. Он органично вписывал в процесс обучения музыку, живопись, элементы прикладного творчества, аудио и видеоматериалы. Развивающий характер деятельности педагога был признан в городе задолго до того, как идея развития овладела умами широкого круга педагогов.

Оснащенность школьных мастерских соответствовала государственным нормативам. Как и сам наставник, его ученики умели не только беречь, но и приспособлять, совершенствовать станки и оборудование.

Человек незаурядного интеллекта, Курзанцев Александр Михайлович глубоко осмысливал педагогический процесс, предвидел его результаты, имел множество вариантов решения сложных задач обучения и воспитания. Работая в режиме обновления, педагог-экспериментатор отрабатывал подходы к планированию и организации образовательной деятельности, отбору и структурированию учебного материала.

Александром Михайловичем была разработана авторская программа для учащихся 5-7 классов с художественно-конструкторской направленностью, утвержденная учебным советом при Тюменском областном институте повышения квалификации педагогических кадров в 1992 году.

Реализуя задачи политехнического образования, Александр Михайлович успешно организовывал межпредметные связи с физикой, математикой, черчением, предметами эстетического цикла программ.

Педагогическая техника учителя отличается разнообразием приемов, средств, методов.

Режим его занятий с детьми оптимален и учитывал состояние здоровья, возрастные, индивидуальные особенности и интересы школьников. Педагог талантливо организовывал учебную деятельность школьников, формировал навыки самоорганизации, самооценки. Его ученики грамотно пользовались техникой, документацией и справочной литературой, владели разнообразными инструментами и приспособлениями. Интересный опыт учета и оценки знаний учащихся отвечающий всем требованиям гуманизации накоплен педагогом.

На уроках Александра Михайловича царил устойчивый познавательный интерес и увлеченность технической деятельностью. Каждый третий воспитанник станции юных техников —ученик Александра Михайловича. Около 30% учеников школы ежегодно поступали в высшие учебные заведения этого профиля. Целая система внеклассной работы создана педагогом. Он широко использовал такие формы, как — конкурсы, олимпиады, технические игротеки. Экспонаты, представленные учениками Александра Михайловича на городские и областные выставки, всегда занимали призовые места.

Опыт педагога высшей квалификации по проблемам «Научная организация труда в учебных мастерских», «Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда», обобщен в городе, области, журнал «Школа и производство» в 1987 году поместил публикацию о нём.

Щедро делясь секретами своего труда, Александр Михайлович выступал в 1986 году на конференции Всероссийского педагогического общества, на областной научно-практической конференции в 1993 году. Его авторская школа является опорной для областного института повышения квалификации. Огромный творческий потенциал, трудолюбие, требовательность к себе снискали Курзанцеву А.М. уважение среди коллег города и области, многие из которых стали его последователями.

Александр Михайлович в 1970 году награжден медалью «За доблестный труд», в 1986 году медалью «За трудовое обучение», в 1992 году знаком «Отличник народного просвещения»0

В 1996 году Александру Михайловичу присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».