Марков Иван Васильевич
заведующий хозяйством, Ветеран труда, участник Великой Отечественной войны
Родился Марков Иван Васильевич в Скородуме Исетского района Тюменской области.
В 1935 году семья переехала в город Ялуторовск. До призыва в армию Иван Васильевич работал на мельнице.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Запылали города и села, заревели гитлеровские стервятники, загрохотала орудийная канонада, заплакали матери и дети… Проникновенно и гневно звучала над обожженной взрывами русской землей песня Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
И страна вставала! С одним из первых эшелонов отправился на фронт ялуторовчанин Иван Марков. «Третий месяц полк сдерживал натиск врага. Как-то группу автоматчиков вызвал командир полка: «Надо пробраться в тыл врага, разведать расположение огневых точек и, самое главное, привести «языка». Старшим группы назначается Марков. Действуйте!»
Иван Васильевич вспоминает: «Выследили мы одного корректировщика, но как взять его? Окопчик на холме. Кругом всё как на ладони, только стыла небольшой овражек. Мы впятером подползли и залегли, ждём, когда поднимется фашист. Проходит 5-10 минут. Спустя полчаса над холмом показалась винтовка, а за ней и фриц. Как только он поравнялся с нами, мы с дружком Михаилом Чупровым набросились на него. Фриц попался здоровенный. Случалось я один брал «языка», а тут вдвоем пришлось трудновато. Хлопцам нашим из группы прикрытия выстрелить бы в фашиста, да мы мешаем, да и шуметь нельзя… Напряг я все силы, рванул у фрица оружие, отскочил немного от него, размахнулся со всей силы, ударил по длинным ногам. Он упал на колени. Тут мы его и скрутили, кляп в рот и благополучно доставили в штаб полка».
«А ещё было так: однажды получив задание, я и четыре бойца темной ночью двинулись вглубь обороны гитлеровцев. Добрались до блиндажа. Видим, два часовых с автоматами торчат у входа в блиндаж, я и Ахмет Фаизов, как ужи, подползли к часовым и бесшумно сняли их. В блиндаж полетели гранаты, а следом ворвались и мы. Трое гитлеровцев подняли руки. Забрав карты, бумаги, прихватив «Языка», мы вернулись в полк».
Это только два эпизода из боевой биографии воина-сибиряка.
С 1941 года и до конца войны Иван Марков был на фронте. Бесстрашно сражался с гитлеровскими захватчиками, грудью защищая город Ленинград, «дрался на Ладоге, бился на Волхове, не отступал ни на шаг!»
Нас не трогай, мы не тронем,
А затронешь — спуску не дадим!
И в воде мы не утонем,
И в огне мы не сгорим!
Эти замечательные строки из песни Лебедева-Кумача о них, молодых бойцах.
Иван Васильевич участвовал в боях за освобождение Эстонии, Польши, бил фашистов при овладении крепостью Кенигсберг, участвовал в штурме Берлина. И вместе с другими на стенах Рейхстага написал: «Сибиряк, гвардии старшина Иван Марков».
Семь раз был ранен, но в госпиталях не задерживался. Сильный, мужественный, выносливый, он быстро возвращался в свою часть. Гвардии старшина Марков был всегда верен суворовскому правилу: «Не спрашивай, сколько врагов, а узнавай, где они, и — бей!»
Ратные подвиги воина высоко оценены. Иван Васильевич награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Славы, двумя медалями «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и всеми послевоенными юбилейными медалями и орденами.
Демобилизовался Иван Васильевич в сентябре 1945 года. В мирной жизни трудился заведующим хозяйством в учреждениях образования. Его добросовестный труд отмечен медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и медалью «Ветеран труда».
С 1964 года он находился на заслуженном отдыхе. Из жизни ушел Иван Васильевич в 1999 году, прожив долгую, счастливую, наполненную смысла жизнь. Свою эстафету он передал сыновьям: Виталий много лет служил в рядах Советской Армии. Окончил военную академию имени М.В. Фрунзе. Валентин служил на флоте. Николай — военный лётчик.
Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б крепче в мире гвоздей!
No responses yet