Панфилова Людмила Витальевна
учитель немецкого языка и изобразительного искусства
Людмила Витальевна родилась в городе Ялуторовске Тюменской области. В 1985 году закончила Тюменский государственный университет. В школе для слепых и слабовидящих детей работает уже 38 лет, преподает немецкий язык и изобразительное искусство. Людмила Витальевна и классный руководитель. Несколько лет являлась руководителем методического объединения учителей гуманитарно-художественно-эстетических дисциплин.
«Говорят, от судьбы не уйдешь…
Возможно, именно так и было, когда я, 4-х летняя девочка, вместе с мамой и папой переехала в новую квартиру по улице Оболенского. Там обнаружилось, что у нас не совсем обычные соседи. В те годы школа для слепых детей находилась на углу улиц Оболенского и Новикова, там, где сегодня располагается школа №5. Я и моя подруга часами просиживали у дырок в заборе, наблюдая за тем, чем занимались эти необычные соседи. А чем же они занимались? У них была довольно трудная, но интересная жизнь. Осенью в школу привозили дрова, иногда даже на лошади. Ребята их выгружали, кололи, складывали в поленницы. А потом, долгими зимними вечерами сидели у горячей печки и слушали сказки (или рассказы), которые рассказывали им воспитатели. Зимой все вместе убирали снег, лепили снежных баб, заливали горки и катались с них. А ещё катались на лыжах и коньках! И это казалось самым удивительным! Как они это делают? Ведь они же не видят! Или, может, они такие же, как и мы? Весной они пропруживали ручейки и пускали кораблики, а позже, в мае, начинали работать в огороде, копали, делали грядки и что-то там сажали. Самым интересным было то, как наши соседи ходили в поход: строились парами, с флагом, горном и барабаном отправлялись то пешком, то на машинах или автобусах. Вечерами они пели песни, играли на самых разных инструментах, играли, смеялись. Летом жизнь за забором затихала, а в сентябре все начиналось снова… И вот, все это закончилось в 1970 году, наши удивительные соседи куда-то пропали, здание школы отремонтировали, там поселились простые люди. А у меня началась школьная жизнь, с новыми событиями и новыми людьми. И я забыла про эту странную школу с её необычными обитателями.
Успешно закончена школа, подходит к концу учеба в университете, где я получала профессию учителя иностранного языка. За все эти долгие годы я ни разу не вспомнила про наших «странных» соседей. Но судьба решила по-своему. С новеньким дипломом я вернулась в Ялуторовск. 15 августа 1985 года пришла к Мошковой Ларисе Дмитриевне, чтобы получить направление на работу. И она назначает меня учителем иностранного языка в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Оказывается, школа никуда не пропала, просто переехала в новое здание по улице Пионерской. В этот же день я пришла в школу, да и задержалась там до сегодняшнего дня…
Сначала меня приняли воспитателем и по совместительству учителем немецкого языка в пятом классе (учитель немецкого языка в школе был – Булдыгеров Т.А.). К началу учебного года в школу начали собираться дети, одни возвращались из пионерского лагеря (вот куда они пропадали на лето!), другие приезжали из дома сами, третьих привозили родители. По — началу я их ужасно боялась! Я никогда не видела столько людей с больными глазами, а тут дети! Порой я просто не знала, как себя с ними вести. От них невозможно было спрятаться, нельзя ничего скрыть. Кажется, они видят тебя насквозь. Это теперь я знаю, что это действительно так, один дефект компенсируется другим, не видят глаза, лучше будет слух и т.п. А тогда… Ты идешь по коридору, темнота, света нет и вдруг: «Здравствуйте, Людмила Витальевна!» Тогда у меня появилась мысль: если смогу доработать до конца учебного года, обязательно уволюсь! Через какое-то время стала замечать, что дети помогают мне, старшие приходили и строго разговаривали с расшалившимися малышами, быстро укладывали их спать. Да и я понемногу стала привыкать к ним, меньше обращала внимания на красные глаза, постоянно текущий гной, старалась не смотреть в глаза тем, у кого был нистагм. И тогда я поняла: эти дети действительно особые, они долго привыкают к новому человеку, проверяют его на прочность. И, если ты покажешь свою слабость – все, можешь увольняться, работать ты здесь точно не сможешь! Здесь нельзя быть добреньким, но нужно быть добрым. Они очень ценят справедливость, честность, умеют быть благодарными. И вот, если они поверили тебе, приняли – все, твоя жизнь и работа уже не будут такими трудными и каторжными. Мы вместе с ними учили уроки, читали книги (какие они замечательные слушатели!), проводили генеральную уборку. А еще ходили в походы, на экскурсии. И вот, учебный год подошел к концу, а мысли уволиться у меня уже не было.
И сегодня, с высоты прожитых лет, очень хотелось бы рассказать о тех людях, которые помогли мне стать учителем, воспитателем. Ведь, как оказалось, кроме немецкого языка я ничего не знаю и практически ничего не умею. Во-первых, конечно это директор школы – Бучельникова Валенитна Ивановна. С ней я проработала 20 лет. Эта женщина – пример директора школы-интерната. Она знала не только всех детей в школе (а их в то время было около 150), но и откуда они приехали, как зовут родителей, есть ли братья или сестры, какие у каждого из них проблемы. Когда бы ты не приходил в школу, Валентина Ивановна всегда была здесь, приходила раньше всех и уходила последней. Она была везде и знала о школе всё: кто как живет и чем дышит. Для детей она была второй (а для сирот и первой) мамой. Даже в тяжелые девяностые годы в столовой всегда были салаты из помидор и огурцов, мясные продукты и даже языки. Валентина Ивановна сама делала и от других требовала, чтобы у детей было все, что им нужно. Кроме того, она была, да и сейчас остается, замечательной, гостеприимной хозяйкой. Каких только гостей мы не принимали в школе, и ни один не ушел недовольным. Сколько в ней было задора, жизнелюбия и азарта! Какие замечательные праздники мы проводили в школе! А какими душевными всегда были проводы на пенсию, Валентина Ивановна для каждого умела найти такие слова, какие он только мечтал услышать. Она организовывала и поездки в театр, и в лес по грибы, и в магазины за дефицитными товарами. Но и наказать могла так, что мало не покажется!
Хочется также назвать учителей, много лет проработавших в нашей школе: это и постоянные труженицы учителя начальных классов Хайбуллина С.Н., Липчинская К.Г., Полковникова К.И., Бахарева В.И., Кремлева А.И. – именно у них я училась кропотливой работе с детьми, по крупице, по зернышку собирать то, что «посеяла» на уроке. Учителя русского языка и литературы Шестакова Л.М., Еремина Э.П., Пилипенко М.Л. – посещая их занятия, я училась правильно строить урок, делать его анализ. Математики Девда Г.Д., Шукурова Р.С., Климова И.А., Нисковских Л.Н., все они считали, что их предмет – самый главный, а все остальное – так, баловство. Учителя биологии Кривоногова В.Н. и географии Полидорская Ф.И. были не только замечательными педагогами, но и отличными огородницами. В школе был огромный огород, где мы все работали летом, а они выращивали рассаду, высаживали её, и, работая на грядках спорили: «А как там у Пушкина: Ах или ох, лето красное!». Учитель физики Мирюгин Н.П. — сам бывший ученик нашей школы, мастер «золотые» руки, сам все делал в своем кабинете, от наглядностей к уроку до мебели. Коптяева Г.А. замечательно вела уроки химии. Ветеран Великой Отечественной войны Шамин И.Н. сам играл на многих музыкальных инструментах и учил этому детей, в школе долгое время был ансамбль духовых инструментов, состоящий, в основном, из хулиганов и двоечников. Учитель истории Ионин М.Г. не просто пересказывал страницы учебников, а также был свидетелем нашей славной Победы. Учителя труда Захарова Н.С., Диева Т.М. учили наших девочек шить, вязать, вышивать, вести домашнее хозяйство. А наши славные воспитатели: Созонова М.Г., Салмина Л.А., Петрова С.П., Фадюшина В.И., Степанченко Р.С., Кузьменко Л.П. и многие другие! Сколько же надо любви и терпения, чтобы из маленького беспомощного человечка сделать настоящего Человека с большой буквы. И сегодня в школе работают учителя, беззаветно преданные нашей школе, отдающие свои знания, умения, любовь нашим ученикам. Это Ломкова Н.П., Марьинских Т.П., Тотолина И.Ю., Никифоров И.Н., Сафонов Г.П., Ушакова И.А., Карманова И.П., Хабарова Т.П., Хохлова Н.М. и многие –многие другие. По другому здесь просто нельзя.
За то время, что я проработала, школу закончили сотни учащихся, с некоторыми мы общаемся постоянно, о судьбе других узнаем из самых разных источников. Кто же они сегодня, наши бывшие ученики? Всего двое связали свою судьбу со школой — Бояршинова Надежда стала учителем математики, а Попова Марина — учителем начальных классов. Получили высшее образование и стали юристами школьные «борцы за справедливость» — Мальцев Эдуард, Гобжила Сергей, Коновалов Алексей, Ульянов Алексей, Подкопаева Аида. Главным экологом города Нижневартовска работает Рогоза Максим. Многие ребята после окончания школы ехали в город Кисловодск и учились на массажистов. Сегодня, к сожалению, не все работают по специальности, но Станишевский Александр и Акимов Павел остались верны выбранной профессии и приносят пользу людям на севере Тюменской области. Есть и свой «владелец заводов» – Хмура Юрий (имеет собственные предприятия по производству обуви и чулочно-носочных изделий). В одной из газет города Челябинска работает журналистом Батищева Анна. Высшее психологическое образование получили Фатхуллина Вероника и Богданов Виктор. А Сергиенкова Любовь кроме психологического получила еще и второе высшее образование — юридическое и работает сегодня в областной администрации. Много среди наших выпускников и экономистов, но особо хочется отметить Елманова Александра и Казекина Вячеслава, они работают на предприятиях ведущими специалистами. Были среди учеников и «звездочки», те ребята, которые прославляли школу победами в спортивных соревнованиях, на различных фестивалях, конкурсах, выставках; чьи таланты и способности мы смогли заметить, развить и добиться результата. Наш ученик Артемов Александр свои спортивные способности открыл именно в школе, а сегодня он – член паралимпийской сборной России по лыжным гонкам, многократный чемпион России, призер чемпионатов мира, в скором времени поедет на олимпиаду в Сочи. Развивать свои музыкальные способности в город Курск после школы уехали Законов Вадим и Каримова Гуля.
Сегодня Вадим работает в хоре Тюменской областной филармонии и неоднократно приезжал с концертами к нам, в Ялуторовск. Каримова Гуля после музыкального училища уехала в Москву, поступила в консерваторию имени Гнесиных на класс саксофона и успешно ее закончила, сейчас работает в оркестре МВД г. Москвы. Рисовать любили и любят многие ученики, но и здесь у нас есть свои «Репины». Юлия Назарова не смогла поступить после окончания школы и начала работать художником-оформителем в городе Надыме, чем успешно занимается и сегодня. Работы Устьянцевой Натальи, Кривошеиной Натальи, Гындышевой Ксении украшают не только стены родной школы, их можно увидеть и у наших шефов, в здании Сбербанка города Тюмени. Я, конечно, не могу рассказать обо всех, их много, они работают на самых разных предприятиях, занимают различные должности, честно выполняют свою работу, создали семьи, растят и воспитывают детей. Жизнь не стоит на месте, она продолжается.
В 2015 году школа празднует свой семидесятилетний юбилей, в августе 1945 года председатель Ялуторовского райисполкома партии (и мой дед) Девятериков П.А. подписал приказ об открытии в Ялуторовске школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Мог ли он тогда знать, что его первая и, надеюсь, любимая внучка свяжет с этой школой всю свою жизнь?! Судьба…
2015 г. Мемуары Панфиловой Людмилы Витальевны
No responses yet